• Если у вашего ребенка к 1 году нет понимания элементарных обращений: дай, на, сядь, принеси, реакции на свое имя и простых слов (мама, баба и прочие протослова), звукоподражаний животных (собака, корова, кошка, мышка).
  • Если к двум, двум с половиной годам у ребенка не появилась простая фраза. (Фраза – это обязательно наличие глагола.)
  • Если речь вашего трехлетнего ребенка понимает только ближайшее окружение.
  • Если ребенок не реагирует на речь и не стремится к общению.
  • Если ребенок повторяет за вами речевое высказывание или отдельные слова, но от себя самостоятельно ничего или почти ничего не говорит.
  • Если голос малыша с хрипами, осиплый, слабый, иссякающий, есть хлюпанье или другие призвуки, обильное слюнотечение.
  • Если ребенку не хватает дыхания во время высказывания.
  •  Если в речи ребенка есть запинки, перестановки слогов, озвончение глухих или оглушение звонких согласных.
  • Если смягчение речи по типу сюсюканья (миська вместо мышка) не исчезло после трех лет, или малыш повторяет за вами вопрос вместо ответа на него.
  • Если ребенок после четырех лет путает окончания. Не способен участвовать в диалоге.
  • Если к пяти годам ребенок произносит нормативно не все звуки, не может рассказать о недавнем событии, описать любимую игрушку.

В решении этих проблем поможет учитель-логопед. Все начинается с диагностики. После выявления проблемы начинается формирование или коррекция речи.

Речь – вершина психических функций, как верхушка айсберга. Она всегда зиждется на высших психических функциях (внимание, память, мышление, воображение). Этим занимаются психологи, нейропсихологи и логопеды. С рождения речь и интеллект ребенка развиваются параллельно. Но к двум годам их развитие пересекается и начинает влиять друг на друга. И это еще одна серьезная причина обратиться к логопеду и чем раньше, тем лучше. Так как проблемы в развитии речи повлияют на развитие интеллекта и наоборот. 

Без нормативного развития функции речи не формируется функция обобщения, классификации. Что в свою очередь осложняет в дальнейшем обучение в школе. Недостатки сформированности связной речи не позволят ребенку полноценно понимать и запоминать прочитанное, формулировать ответ, писать доклады, сочинения, участвовать в диспутах и дискуссиях, мыслить творчески. Помимо этого малыш, которого не понимают сверстники, начинает сердиться и конфликтовать или того хуже — замыкается в себе и отказывается от общения. Тем самым попадает в ситуацию депривации, что еще больше тормозит его развитие. Трудности коммуникации со сверстниками мешают участвовать в игре и развивать все высшие психические функции, крупную и мелкую моторику, навыки общения и прочее, так как все это развивается у ребенка благодаря основной деятельности в этом возрасте – игровой.


Елена Бреге

Образование МГОПУ им. М. А. Шолохова, учитель-психолог Московский Государственный Педагогический Университет, учитель-логопед