ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Характеристика понятия связной речи
1.2. Онтогенез речи. Роль связной речи в развитии дошкольника
1.3. Характеристика общего недоразвития речи и уровней речевого
развития
1.4. Характеристика связной речи дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.5. Современные методы логопедической работы
по совершенствованию связной речи у дошкольников
Выводы

ВВЕДЕНИЕ

Всестороннее развитие личности ребенка очень важно. Задача педагогов научить детей излагать мысли литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью. Связная речь имеет колоссальное значение в формировании психических функций ребенка, его личности и дальнейшей социализации. Трудно переоценить роль полноценная связной речи ​для успешного обучения в школе.
Если связная речь ребенка развивается, то правильно развивается и ее грамматическое оформление, в достаточной мере формируются навыки словообразования. В разы возрастают возможности дошкольника преобразовывать простые предложения в сложносочиненные и сложноподчиненные. Все это необходимо для осуществления коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
По данным ученых, занимающихся изучением проблем развития связной речи у детей с ОНР, им сложно отбирать факты для своих рассказов, выстраивать предложения в логическую последовательность, т. е. структурировать текст. В настоящее время количество детей с общим недоразвитием речи имеет тенденцию к увеличению. Поэтому изучение проблем формирования связной речи, поиск путей преодоления данной проблемы, несмотря на многочисленные работы специалистов актуальны в сегодняшней логопедии. Все вышеизложенное обусловило выбор темы.
Активно разрабатываемый на данный момент способ решения проблемы — ​это использование на логопедических занятиях метода наглядного моделирования. Одним из первых в нашей стране этим стал заниматься Леонид Абрамович Венгер. Его исследования легли в основу диссертации «Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте». А также развитию метода наглядного моделирования послужила основой разработанная им теория формирования познавательных способностей. В основу метода лег труд Петра Яковлевича Гальперина «Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий».
Моделирование — ​это изучение каких-либо явлений и процессов через построение и изучение моделей. Модель — ​это образ процесса или явления, который применяется в качестве заместителя.
Гипотеза: У дошкольников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, к тому же у дошкольников с общим недоразвитием речи опора на слуховой анализатор не всегда возможно в той же степени что у детей с нормальным речевым развитием, поэтому предполагается, что метод наглядного моделирования для формирования связной речи будет наиболее эффективен.
Объект: процесс развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: использование метода моделирования в формировании связной речи (повествовательный рассказ) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель: определение уровня сформированности связной речи (повествовательный рассказ) у детей с ОНР старшего дошкольного возраста и разработка проекта по формированию или развитию связной речи (повествовательный рассказ) — ​в зависимости от результатов обследования — ​детей с ОНР старшего дошкольного возраста с помощью метода наглядного моделирования.
Задачи:
Изучить и проанализировать отечественную и зарубежную педагогическую психологическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть понятие связной речи и ее развитие у детей с общим недоразвитием речи.
Раскрыть понятие и сущность метода наглядного моделирования.
Провести констатирующий эксперимент и выявить состояние связной речи у детей с OHP старшего дошкольного возраста.
Предложить методические рекомендации по использованию метода наглядного моделирования для развития связной речи (повествовательный рассказ) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме;
констатирующий эксперимент;
методы наблюдения, беседы;
методы математической статистики, интерпретации полученных в ходе эксперимента данных в виде диаграмм и таблиц.

База проведения исследования:
В эксперименте приняли участие 10 детей 5,5–6 лет с заключением «ОНР, III уровень речевого развития» — ​воспитанники логопедической группы Детского сада № 9 «Малинка» города Щелково.
Структура аттестационной работы:
Аттестационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, приложений.

Рубрики: Методики

Елена Бреге

Образование МГОПУ им. М. А. Шолохова, учитель-психолог Московский Государственный Педагогический Университет, учитель-логопед