Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1. Характеристика понятия связной речи
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в большинстве современной психолингвистической, лингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь называют совокупностью тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое [7, 8, 11, 13].
Многие ученые из разных областей наук занимались изучением речи, в том числе связной. Особенности развития связной речи у детей, ее механизмы и психологическая природа раскрываются в трудах таких блистательных ученых, как Л. С. Выготский [8], А. А. Леонтьев [24], С. Л. Рубинштейн  [36]и многие другие. Большинство исследователей отмечают сложную организацию связной речи и соответственно указывают на необходимость специального речевого воспитания. Л. С. Выготский в своей книге «Мышление и речь» проводит два экспериментальных исследования, интересующих нас — ​одно из которых посвящено выяснению основного пути развития значений слов в детском возрасте, а другое — ​сравнительному изучению развития научных и спонтанных понятий ребенка. Он чрезвычайно подробно раскрывает психологическую природу внутренней речи и ее соотношения с мышлением, указывает на сложность механизмов порождения связного высказывания [8]. Согласно исследованиям Л. С. Выготского связная речь не может быть отделена от мира мыслей. В связной речи проявляется логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок оказывается способен строить свои высказывания можно определить уровень его речевого развития [8].
Связную речь С. Н. Рубинштейн считал вершиной речевого развития. «Словарь, грамматические формы речи — ​все это только средства, только абстрактно выделенные стороны и моменты речи. Основным в речевом развитии ребенка является все перестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения» [36, с. 481].
Обучение детей связной речи в отечественной методике имеет многолетние традиции, которые заложили в своих трудах К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Обучая детей литературе, Л. Н. Толстой, столкнулся с невозможностью обучения родному языку путем механического запоминания — ​об этом упоминает в своей книге «Мышление и речь» Л. С. Выготский. Формирование связной речи невозможно рассматривать только с позиций логопедии [8].
В 70-е годы Ф. А. Сохин разработал методическую теорию, которая включала в себя психологические, психолингвистические, лингвистические и собственно педагогические аспекты. Он доказал, что развитие детской речи имеет свое колоссальное самостоятельное значение и не должно рассматриваться только как аспект ознакомления с окружающим миром [37]. Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и их сотрудников, опирались на более глубокое понимание процесса развития речи, сложились к началу 1970-х годов. и во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей. В центре внимания находились вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи. «Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связано рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказы (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями» [42, с. 12].
Выводы, которые получили ученые в этих исследованиях, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программа речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, которые отразили комплексный подход к речевому развитию и рассмотрели овладение речью как творческий процесс.
Соратница Ф.А Сохина О. С. Ушакова считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников. «Монолог, — ​по мнению автора, — ​включает в себя обязательно: освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя; и происходит в тесной связи с развитием сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей. Большую роль в этом играет осознание явлений языка и речи» [42, с. 11].

А. М. Леушина, Г. М. Лямина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова выделяют несколько значений термина «связная речь» [27, 30, 41, 45]:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду успешно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др.
Методика развития речи, как и большинство другие частных методик, дает ответ на главные вопросы: 1) чему учить (какие речевые умения эффективнее воспитывать у детей); 2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях); 3) почему именно так учить.

Предпосылки связной речи закладываются с раннего детства. Но большинство педагогических исследований посвящено все-таки проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. «Пятый год жизни — ​период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи» (А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, Г. М. Лямина, О. С. Ушакова, К. И. Чуковский, Д. Б. Эльконин, В. И. Ядэшко и др.). Именно в этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А. М. Леушина, А. М. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).
Связную речь мы понимаем как любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (словосочетания, знаменательные и служебные слова) — ​это организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Каждое самостоятельное предложение считается одним из видов связной речи [7, 8, 14].
В специальной литературе выделяют следующие критерии связности устного сообщения: связь между частями (членами) предложения, смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями и законченность смыслового выражения мысли говорящего (Н. И. Кузина, Т. А. Ладыженская, Л. А. Долгова и др.).
Современная лингвистическая литература характеризует связную развернутую речь понятием «текст». Выделяют следующие характеристики связности текста: последовательное раскрытие темы в последовательно выстроенных друг за другом частях, взаимосвязь тематических и рематических элементов (данное и новое) внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста (Л. И. Лосева, Т. А. Ладыженская, и др.).
Нарушение последовательности всегда ведет к нарушению связности сообщения. По мнению многих ученых, таких как Н. П. Ерастов и Т. А. Ладыженская наиболее часто встречается тип последовательности изложения — ​последовательность сложных соподчиненных отношений: причинно-следственных, временных, пространственных, качественных. Основными нарушениями последовательности изложения считаются: смешение разных рядов последовательности, перестановка членов последовательности; пропуск. Понятие «связная речь» относят и к диалогической, и к монологической формам речи.
Диалог онтогенетически ​первичен. Он является коммуникативной функцией, носит выраженный социальный характер, поэтому осуществляет непосредственное живое общение. Составляющей частью диалога являются реплики, или их еще называют цепью последовательных речевых реакций. Диалог — ​это обращения в виде вопросов и ответов, либо беседа сразу нескольких участников речевого общения. Он базируется на том факте, что собеседники понимают друг друга, основываясь знании предмета, который обсуждают, общности восприятия ситуации. В диалоге, вместе с языковыми средствами устной речи, большое значение имеют невербальные компоненты играют невербальные компоненты — ​мимика, жест, а также просодический компонент. Все это и создает характеристику речевого высказывания. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, пропуски отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипических конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т. п.) не требуют построения программы высказывания по мнению А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, Т. Г. Винокур и др. [8, 30, 36].
В лингвистике под единицей диалога подразумевают тематически объединенную цепь реплик, которую характеризует семантическая, структурная и смысловая законченность — ​«диалогическое единство» (Н. Ю. Шведова, Л. Ю. Максимов и др.) [32]. Достаточно полное раскрытие темы, смысловая законченность и структурное единство достигаются правильным использованием языковых и внеязыковых средств в данной ситуации речевого общения, — ​характеристики связности развернутой диалогической речи.
Монологическая речь (монолог) — ​это связная речь одного лица, преследующая коммуникативную цель — ​сообщение о фактах и/или явлениях действительности. Монолог является наиболее сложной формой речи, которая обеспечивает целенаправленную передачу информации. Со слов Л. С. Рубинштейна: «Монологическая речь включает в себя в сущности все многообразие функций, которые вообще выполняет речь, осуществляя, однако, каждую из них в своеобразной форме.» [36, с. 489]. Монологическая речь обладает рядом характеристик: высказывание одностороннее и непрерывное, изложение последовательно логическое, содержание ориентировано на слушателя, произвольность, развернутость, невербальные средства употребляются минимально. (А. Г. Зикеев, А. Р. Лурия,). Основная характеристика монологической речи — ​ее содержание планируется заранее. Сравнивая монолог и диалог, А. А. Леонтьев подчеркивает относительную развернутость, большую произвольность и программированность именно монологической речи Говорящему необходимо спланировать и каждое отдельное высказывание, и весь «монолог» как целостное высказывание [24].
Монологическая речь использует и обобщает лексику, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразование, синтаксические средства. На ряду с этим в ней осуществляется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении. Чтобы реализовать связное развернутое высказывание необходимо удерживать в памяти составленную программу во время всего периода сообщения. В этот момент задействованы все виды контроля за речью (текущий, последующий, упреждающий) с опорой на слуховое и зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь излагается в более полной форме, с тщательным отбором подходящих лексических средств и разнообразием синтаксических конструкций, и простых, и сложных. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими показателями монологической речи, которые являются следствием ее контекстного и непрерывного характера (А. Р. Лурия, А. Г. Зикеев) [24].

Рубрики: Методики

Елена Бреге

Образование МГОПУ им. М. А. Шолохова, учитель-психолог Московский Государственный Педагогический Университет, учитель-логопед