1.5. Современные методы логопедической работы по совершенствованию связной речи у дошкольников
На данный момент существуют разные программы и технологии, предполагающие обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи. Перечислим основные: дифференцированная (индивидуализированная) технология обучения в дошкольном возрасте, игровые технологии (настольные, сюжетно — ​дидактические, игры — ​инсценировки, пальчиковый театр, театрально — ​игровая деятельность), «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, компьютерные технологии, метод наглядного моделирования. Используя любую из этих технологий, нужно помнить о здоровьесберегающих технологиях: различные виды гимнастики (зрительная, пальчиковая, после сна), а также различные подвижные игры.
Очень многие ученые занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин. Большое внимание роли игры в психическом развитии ребенка уделял Л. С. Выготский. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» — ​утверждал Л. С. Выготский [9, с. 64].
Игровая деятельность отличается от других форм занятий ребенка тем, что в игре создается мнимая ситуация. Мнимая ситуация заключает в себе правила поведения, которым ребенок должен подчиниться. Благодаря игре с правилами развивается волевой центр ребенка.
В игровой деятельности формируются благоприятные условия для развития интеллекта, перехода от наглядно-образного мышления к образному, к элементам словесно-логического мышления [9].
Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей по мнению Е. И. Тихеевой напрямую зависит от созвучности с интересом ребенка, приносит ему радость, дает возможность проявить свою активность, самостоятельность. Игры способствуют формированию мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствованию речи (обогащение словаря), описанию предметов, составлению загадок.

Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые помогают воспитателям, логопедам на занятиях (парные картинки, мозаики).
В своих работах по методике развития речи М. М. Алексеева и Б. И. Яшина раскрыли развивающие функции и значение игр для совершенствования связной речи детей дошкольного возраста. Авторы обосновали необходимость использования игры в расширении речевых высказываний и содержания общения детей. Использование игры-драматизации помогает развитию речевой активности дошкольников, прививает вкус и интерес к художественному слову, совершенствует выразительность речи, подталкивает к художественно-речевой деятельности ребенка [1]. В играх-драматизациях он, следуя только основам задуманного сценария, учится самостоятельно создавать интонации, мимику, получает возможность произвести собственные действия для исполнения роли. По мнению автора Е. Мигуновой: «Преимущество использования игр — ​драматизаций, в отличие от других театрализованных игр, в том, что они могут осуществляться без зрителей и носить характер концертного исполнения» [33].
В игре-драматизации развивается диалогическая и монологическая речь, ребенок овладевает выразительностью и плавностью речи. В таких играх ребенок получает опыт перевоплощения, учится самовыражению и самореализации. В постановке игр-драматизаций для детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет выбор литературных произведений, имеющих определенный интересный сюжет, диалоги, коротких монологи. Поэтому произведение должно быть ориентировано на детское восприятие и доступно в исполнении. Переходы от одного события к другому должны быть яркими, персонажи активными. Под эти критерии лучше всего подходят сказки и детские стихотворения. Еще во времена становления педагогики как науки К. Д. Ушинский отмечал непревзойденное значение сказки в развитии речи ребенка.

Рубрики: Методики

Елена Бреге

Образование МГОПУ им. М. А. Шолохова, учитель-психолог Московский Государственный Педагогический Университет, учитель-логопед