«Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры» обучают детей дошкольного возраста через игру, которая у них является основным видом деятельности. В игре взрослый и ребенок взаимодействуют, реализуя определенный сюжет: игру или сказку. Обучающие задачи вплетены в игру, и не воспринимаются ребенком как учебная деятельность. В сюжеты сказок органично включены система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно, когда взрослый читает сказку, а ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Также технологии Воскобовича выстраивают игру, одновременно развивая психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постепенно игра усложняется («по спирали») и поддерживает детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок обязательно добивается какого-то «предметного» результата.
В практическом пособии Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» подробно и поэтапно описано, как заниматься формированием и развитием связной речи.
Обучение составлению и распространению предложений путем введения однородных членов, объединение этих предложений в короткий рассказ занимают значительное место в системе занятий II периода обучения. Одновременно выделяется время для упражнений, помогающих овладеть навыками составления рассказов по картинке и серии картинок.
Статичные картинки включают в себя дидактический материал, который может служить основой для рассказа-описания. Детям предлагается рассмотреть предмет (игрушку), с помощью логопеда выделить основные качества (цвет, величину, форму, материал, из которого он сделан), а также назначение предмета. Затем, опираясь на план, предложенный логопедом, ребенок составляет короткий рассказ. Если ребенок затрудняется, логопед дает образец своего рассказа-описания, который ребенок повторяет. Далее проводится аналогичная работа с рассматриванием описанием другого предмета (игрушки), но уже закладывается большая самостоятельность ребенка (сам составляет рассказ, используя план).
Динамические картинки включают в материал, который позволяет ребенку рассказать о событиях, изображенных на них, о последовательно сменяющихся ситуациях. Составлению рассказа по картинке предшествует следующая работа: рассматривание картинки; уточнение понимания отдельных слов; беседа по вопросам с целью выяснения понимания содержания картинки. Затем дается план, с опорой на который, дети составляют рассказ.
Подробную методику по развитию всех компонентов речи, в том числе связной речи, создала А. М. Бородич. Она считает, что монологическая речь психологически более сложная, чем диалогическая. Монолог отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Он требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к составлению плана высказывания. Полезно использовать такой прием, как воспроизведение плана детьми (педагог не употребляет термин «план», а предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и предлагает одному-двум детям ответить вслух). В методике подробно описан каждый вид работы по развитию связной речи: пересказ, повествовательный рассказ, описательный рассказ и т. д. с помощью разнообразных приемов на один и тот же вид работы, что предоставляет педагогам вариативность методов работы и свободу творчества.
С возрастанием речевых возможностей детей, для формирования связной речи используются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Такие занятия становятся особенно привлекательными и вызывают живой интерес у детей, если проводятся на основе мероприятий, организованных в дошкольном учреждении — утренников, экскурсий, «досуговых мероприятий», а также наблюдений во время прогулок, общественно-полезных дел и др. Дети рассказывают о празднике, в котором сами участвовали, об интересной игре («Наш поезд», «В гости к леснику» и др.), о том, что сами видели на экскурсии. Рассказы составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план. Коллективная форма составления рассказа, прием дополнения его другими детьми способствует не только развитию связного высказывания, но и учит ребят взаимодействию в команде, навыку общения, взаимовыручке и работе на общий результат.
Составление рассказов на основе коллективного опыта можно проводить с использованием фотографий и слайдов, а также рисунков самих детей, отражающих события из их жизни в детском саду. В качестве «опорного» наглядного материала для составления детских рассказов можно использовать и просмотр соответствующих видеофильмов. Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических, так и на воспитательских занятиях, проводимых по плану логопеда. Составлению рассказов на основе опыта может предшествовать организация выставок детских рисунков по той же тематике.
Интересные технологии по развитию связной речи разработаны
Т. А. Сидарчук, А. Б. Кузнецовой и А. А. Нестеренко. Связную речь развивают путем обучения детей составлению сравнений, метафор, рифмованных текстов. Затем детей обучают творческому рассказыванию по картине. При этом картина описывается на основе возможного восприятия ее разными органами чувств; составляются загадки и метафоры по картине, составляются рифмованные тексты по картине и т. д.
Методика И. Н. Мурашковой «Сказка, отворись» сначала включает воображение. Именно воображение служит пропуском ребенка в страну сказок. Но представление о том, что у всех детей богатое воображение ошибочно. У детей с ОНР воображение зачастую приходится развивать. Дети слушают сказку с закрытыми глазами и представляют героев, события, места событий. Затем дети рассказывают в подробностях, как они себе представляли королевскую корону или волшебную мантию. Если не у всех получается, дается образец. Приобретенные представления, ощущения подтолкнут высказать свое отношение, свою точку зрения. У детей с ОНР недостаточно развита вербальная память, поэтому пересказ, например, им дается с трудом. Но если опираться не на память, а на воображение, можно получить хороший результат. Обязательным элементом является раскадровка. Дети рисуют квадратики — кадры и в них помещают кусочки — события. Смена кадра обусловливается появлением нового героя, переносом действия в другое место или резкой сменой действий героев. Преимущества раскадровки в следующем: выделение из общего полотна сказки отдельных кадров требует аналитического подхода, развивает соответствующие способности детей;
переход от близкого плана к общему заставляет ребенка обобщать, выделять главное; выражение сути каждого кадра одним предложением и есть план сказки; раскадровка — это опорная схема для пересказа сказки.
раскадровка помогает ориентироваться в тексте.
Дети с ОНР, давая оценку герою сказки, часто дают односложный ответ — что он плохой или хороший. Весь мир черно‐белый, упрощенный, незыблемо постоянный. Почему? В сказке развивается сюжетная линия, но нет суждений о героях, о мотивах поведения. Получается, что ребенок должен сам все это определить, используя только описанные в сказке события. Это очень сложная задача. Поэтому используется определенный порядок анализа — пять взаимосвязанных вопросов: вопрос о действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М). Обсуждение формирует понятия добра и зла, развивает диалог и монолог, расширяет словарный запас, формирует грамматический строй речь, воображение, память, внимание, мышление также развиваются.
Метод наглядного моделирования один из самых эффективных в работе над связной речью. Чтобы овладеть каким-либо действием и осуществлять его без ошибок, ребенок должен усвоить подходящий этому действию комплекс ориентиров и указаний, воспользовавшись которым, только и можно выполнить это действие. У дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому им проще осваивать все новое, пользуясь зрительным анализатором и через действие. Поэтому обучение новому проходит 3 этапа. Сначала действие с материальными моделями (например, игрушки, приближенные к натуральному предмету муляжи). Затем дети переходят к предметно-схематическим моделям (выкройки, глобус и т. д.) и учатся производить с ними действия. На третьем этапе действие (например рассказывание сказки) происходит с опорой на схему, которая лишь обозначает предмет, убрав все его лишние и отвлекающие ребенка от основного действия качества. Это помогает ребенку сосредоточится на главном, на внутреннем умственном действии, формирование которого и является целью метода наглядного моделирования.