Выводы
Связная речь — смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность — это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Главная функция связной речи — коммуникативная.
Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Диалогическая речь — это простая естественная форма языкового общения. Монологическая речь — это последовательное связное изложение информации одним лицом, не претендующее на мгновенную реакцию слушателей.
Содержание контекстной речи, в отличие от ситуативной, понятно из самого контекста.
Развитие монологической и диалогической форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает ключевое место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
В группу ОНР входит категория детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, у которых оказываются не сформированы все компоненты языковой системы: лексика, грамматика и фонетика, как следствие, связная речь. Выделяются четыре уровня речевого развития в зависимости от степени сформированности каждого из компонентов языковой системы. Детям с общим недоразвитием речи трудно подбирать факты для своих рассказов, строить предложения логически последовательно, структурировать высказывания в их логическом оформлении.
На современном этапе создано множество уникальных методик по формированию и развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Одним из эффективных способов решения данной проблемы является использование на логопедических занятиях метода наглядного моделирования. Моделирование представляет собой изучение каких-либо явлений, процессов через построение и изучение моделей. Модель — это образ какого-либо процесса или явления, применяемый в качестве заместителя.