Вторая серия.
Цель: Обследование вербальных процессов. Определение умения составить связный рассказ (повествовательный) по наглядным опорам.
Задание 1. Продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картины).
Цель: определить уровень сформированности навыка составления смысловой и языковой программы повествовательного рассказа по наглядным опорам.
Материал для предъявления:
Картина. На картине: на фоне поля изображены собаки, готовые наброситься на котенка, отважный котенок с выгнутой дугой спиной, испуганный мальчик, бегущий к котенку, чтобы спасти его от собак. На заднем плане охотник на коне и плачущая девочка, игрушка.

Ход обследования:
Детям предлагается продолжить услышанный отрывок текста Л. Н. Толстого «Котенок» с опорой на наглядность.

  1. Логопед показывает картину, на которой изображен определенный момент сюжетного действия рассказа, и предлагает послушать текст незавершенного рассказа.
    Начало рассказа:
    «Были брат и сестра — ​Вася и Катя, и у них была кошка. У кошки появилось пять котят. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками и принесли в дом. Дети кормили его, играли с ним и клали его с собой спать.
    Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услышали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад» — ​и увидели, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидели котенка и хотят схватить его» (Толстой Л. Н. Рассказы для детей — ​СПБ.: ООО «Петрогриф», ил. — (Серия в гостях у сказки), 2014. С. — 112 (с. 47.)
  2. В беседе с ребенком анализируется предметное содержание картины, в вопросно-ответной форме уточняется понимание содержания, которое изображено на картине.
    3.Еще раз читается текст незавершенного рассказа.
  3. Обыгрывается появление игрушки. Ребенку предлагается рассказать игрушке о том, чем закончилась история (т. е. придумать продолжение рассказа).
    Инструкция: перед первым прочтением «Послушай рассказ», «Посмотри на картину», перед вторым прочтением «Послушай рассказ и придумай продолжение истории».
    Вопросы по содержанию картины:
  4. Что ты видишь на картинке?
  5. Что делают собаки?
  6. Котенок боится собак?
  7. Зачем мальчик бежит к котенку?
  8. Что делает девочка?
  9. Почему девочка плачет?
    и т. д.
    Критерии оценок:
    Уровни семантической и языковой оценки текста:
    4 балла (высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью.
    3 балла. Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий.
    2 балла. Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1–2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1–2). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий.
    1 балл. Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2–3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений.

Задание 2. Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: определить уровень сформированности понимания смысловых и причинно-следственных связей в повествовательном рассказе.
Материал исследования:
4 сюжетные картинки «Сам себя наказал» (художник Анастасия Климова).

Мальчик принес коробку, на которой написано «конфеты». Подзывает других детей жестом и предлагает посмотреть.

Дети становятся вокруг мальчика с конфетами и нагибаются к коробке.

Из коробки вылетает оса, а мальчик, принесший коробку, смеется.

Оса ужалила в нос мальчика, который принес ее в коробке из-под конфет.

Ход обследования:
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и объясняет значение отдельных деталей изображения. Содержание картинок отрабатывается с помощью вопросов. Выясняется, что изображенный сюжет на одной картинке является продолжением предыдущего сюжета. Логопед предлагает ребенку разложить картинки в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Инструкции:
1) В процессе рассматривания картинок ребенку даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…» Задаются следующие вопросы и обсуждается:

  1. Что принес мальчик?
  2. Зачем он зовет других детей и что он им говорит?
  3. Что сделали ребята?
  4. Что оказалось в коробке на самом деле?
  5. Что случилось с мальчиком?
  6. Как ты думаешь, почему оса укусила именно этого мальчика?
    2) «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой». (При затруднениях, задавались наводящие вопросы и применялось жестовое указание на нужную картинку или конкретную деталь).

Критерии оценок:
Уровни семантической и языковой оценки текста:
4 балла. Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью.
3 балла. Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью.
2 балла. Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1–2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1–2). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий.
1 балл. Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2–3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений.

Рубрики: Методики

Елена Бреге

Образование МГОПУ им. М. А. Шолохова, учитель-психолог Московский Государственный Педагогический Университет, учитель-логопед