Вторая серия.
Цель: Обследование вербальных процессов. Определение умения составить связный рассказ (повествовательный) по наглядным опорам.
Задание 1. Продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картины).
Цель: определить уровень сформированности навыка составления смысловой и языковой программы повествовательного рассказа по наглядным опорам.
Материал для предъявления:
Картина. На картине: на фоне поля изображены собаки, готовые наброситься на котенка, отважный котенок с выгнутой дугой спиной, испуганный мальчик, бегущий к котенку, чтобы спасти его от собак. На заднем плане охотник на коне и плачущая девочка, игрушка.
Ход обследования:
Детям предлагается продолжить услышанный отрывок текста Л. Н. Толстого «Котенок» с опорой на наглядность.
- Логопед показывает картину, на которой изображен определенный момент сюжетного действия рассказа, и предлагает послушать текст незавершенного рассказа.
Начало рассказа:
«Были брат и сестра — Вася и Катя, и у них была кошка. У кошки появилось пять котят. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками и принесли в дом. Дети кормили его, играли с ним и клали его с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услышали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад» — и увидели, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидели котенка и хотят схватить его» (Толстой Л. Н. Рассказы для детей — СПБ.: ООО «Петрогриф», ил. — (Серия в гостях у сказки), 2014. С. — 112 (с. 47.) - В беседе с ребенком анализируется предметное содержание картины, в вопросно-ответной форме уточняется понимание содержания, которое изображено на картине.
3.Еще раз читается текст незавершенного рассказа. - Обыгрывается появление игрушки. Ребенку предлагается рассказать игрушке о том, чем закончилась история (т. е. придумать продолжение рассказа).
Инструкция: перед первым прочтением «Послушай рассказ», «Посмотри на картину», перед вторым прочтением «Послушай рассказ и придумай продолжение истории».
Вопросы по содержанию картины: - Что ты видишь на картинке?
- Что делают собаки?
- Котенок боится собак?
- Зачем мальчик бежит к котенку?
- Что делает девочка?
- Почему девочка плачет?
и т. д.
Критерии оценок:
Уровни семантической и языковой оценки текста:
4 балла (высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью.
3 балла. Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий.
2 балла. Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1–2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1–2). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий.
1 балл. Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2–3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений.
Задание 2. Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: определить уровень сформированности понимания смысловых и причинно-следственных связей в повествовательном рассказе.
Материал исследования:
4 сюжетные картинки «Сам себя наказал» (художник Анастасия Климова).
Ход обследования:
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и объясняет значение отдельных деталей изображения. Содержание картинок отрабатывается с помощью вопросов. Выясняется, что изображенный сюжет на одной картинке является продолжением предыдущего сюжета. Логопед предлагает ребенку разложить картинки в нужном порядке и составить по ним рассказ.
Инструкции:
1) В процессе рассматривания картинок ребенку даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…» Задаются следующие вопросы и обсуждается:
- Что принес мальчик?
- Зачем он зовет других детей и что он им говорит?
- Что сделали ребята?
- Что оказалось в коробке на самом деле?
- Что случилось с мальчиком?
- Как ты думаешь, почему оса укусила именно этого мальчика?
2) «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой». (При затруднениях, задавались наводящие вопросы и применялось жестовое указание на нужную картинку или конкретную деталь).
Критерии оценок:
Уровни семантической и языковой оценки текста:
4 балла. Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью.
3 балла. Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью.
2 балла. Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1–2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1–2). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий.
1 балл. Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2–3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений.