Третья серия.
Цель: Определение умения воспроизводить связный рассказ без наглядных опор (воспроизводить полную смысловую программу по слуховым опорам) и реализовать программу в цельное связное сообщение. Определение умения составлять смысловую программу и реализовывать в цельное связное сообщение (рассказ из личного опыта).
Задание 1. Пересказ литературного текста по слуховой опоре.
Цель: Определение умения воспроизвести смысловую и языковую программу повествовательного рассказа с использованием слуховой опоры.
Материал для предъявления:
Адаптированный текст рассказа «Заячьи лапы» (по К. Паустовскому):
«Однажды дед пошел в лес на охоту. Там ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Вдруг в лесу начался пожар. Дед побежал по кочкам, из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался ему, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и поэтому спасаются. Дед побежал за зайцем. Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру».

Ход обследования:

  1. Логопед читает произведение «Заячьи лапы».
  2. Обыгрывается появление игрушки, ребенку задаются вопросы по сюжету рассказа, предлагается рассказать игрушке о том, что случилось с дедом в лесу.
    3.После этого логопед читает рассказ еще раз.

Инструкция: перед первым прочтением «Послушай рассказ», перед вторым прочтением «Послушай рассказ и расскажи игрушке, что произошло».
Вопросы по содержанию рассказа:
Что делал дедушка в лесу и кого он там встретил?
Что сделал дедушка, когда начался пожар, и кто выскочил у него из-по ног?
Почему дедушка обрадовался зайцу, как родному?
Почему дедушка побежал за зайцем?
Что произошло дальше?

Критерии оценок:
Уровни семантической и языковой оценки текста:
4 балла. Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации.
3 балла. Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий.
2 балла. Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1–2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1–2). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий.
1 балл. Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2–3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений.

Задание 2. Рассказ из личного опыта.
Цель: Определения сформированности навыка программирования самостоятельного высказывания повествовательного характера.
Материал исследования: поход в зоопарк.
Ход обследования:
Экспериментатор предлагает ребенку рассказать о походе в зоопарк.
Инструкция: В выходной ты ходил(а) в зоопарк. Расскажи, что там с тобой происходило, чтобы всем было интересно.

Критерии оценок:
Уровни семантической и языковой оценки текста:
4 балла. Рассказ достаточно подробный. Имеются основные смысловые звенья, рассказ последователен; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий.
3 балла. Рассказ в значительной степени отражает приобретенный опыт. Однако а) отражены основные смысловые звенья, но нарушена последовательность отдельных событий, либо б) пропущены отдельные смысловые звенья (1–2). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий.
2 балла. Рассказ лишь частично отражает события из личного опыта; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2–3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений.
1 балл. Отсутствие рассказа. Вместо рассказа — ​ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит 1–2 предложения.

Рубрики: Методики

Елена Бреге

Образование МГОПУ им. М. А. Шолохова, учитель-психолог Московский Государственный Педагогический Университет, учитель-логопед