Глава III. Проект логопедической работы по формированию связной речи (повествовательный рассказ) у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования

3.1. Теоретические аспекты метода наглядного моделирования

Термин «моделирование» одним из первых в отечественную педагогику ввел детский психолог Л. А. Венгер [5]. Во время своих исследований он пришел к выводу, что стержнем развития мыслительных способностей ребенка является овладение им действиями замещения и наглядного моделирования.
Л. А. Венгер моделирование трактует как «вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности» [5].
Модель — ​это условный образ (изображения, схема, чертёж, план) какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя [4, 31]. Важной чертой моделирования является то, что оно делает видимым скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи объектов, которые являются значительными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.
В период дошкольного возраста детям легче увидеть действительность чем услышать словесный рассказ, так как мышление в этот период наглядно-действенное и наглядно-образное.
Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию речи дошкольников, позволяют определить как средство оптимизации этого процесса — ​метод наглядного моделирования.
Актуальность использования этого метода в работе с дошкольниками состоит в том, что:
дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дети с ОВЗ быстро утомляются и теряют интерес к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и тем самым решает эту проблему;
использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — ​записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть основное, систематизировать полученные знания. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — ​вербальный. Опорные схемы — ​это реальная возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память [54].

Наглядное моделирование — ​это отображение главных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Оно реализуется с помощью: опорных схем, мнемотаблиц, пиктограмм, предметных картинок [54]. Метод наглядного моделирования может быть использован в процессе работы со всеми видами связного монологического высказывания:
— пересказ;
— составление рассказов по картине и серии картин;
— описательный рассказ;
— творческий рассказ.

Исследователями выделены три вида моделей:
1. Предметная модель в виде логически связанных предметов;
2. Предметно-схематическая модель;
3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Есть требования, которым должна соответствовать модель как наглядно-практическое средство познания:
— соответствие модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;
​- доступность для познания;
— разделенность компонентов объекта;
— обобщённость.

Опорные схемы — ​это способ задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память для решения познавательных задач. Модели — ​это выводы, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны на глазах детей превращаться в рисунки, схематические изображения, таблицы [54]. Метод моделирования в обучении применяется в двух подходах:
моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено детьми в результате обучения;
моделирование является тем учебным средством, без которого невозможно полноценное обучение.

Метод моделирования в содержании обучения. Метод моделирования применяется в различных дисциплинах. Он обладает большим эмпирическим потенциалом, который заключается в том, что с помощью данного метода удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому. Другими словами, превратить любой сложный объект в простой и доступный для досконального и всестороннего исследования.
Исследование процесса обучения послужило источником создания теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий [52], отталкивающейся от положения, что процесс обучения — ​это процесс овладения системой умственных действий. Наряду с этим овладение умственным действием — ​следствие процесса интериоризации соответствующего внешнего практического действия. Процесс интериоризации не кратковременный, он достаточно долгий, постепенный и поэтапный. Начинается он с этапа предметного действия, затем переходит в этап материализованного действия и, лишь пройдя этапы речевого действия, переходит в этап внутреннего умственного действия.
Чтобы овладеть каким-либо действием и осуществлять его без ошибок, ребенок должен усвоить подходящий этому действию комплекс ориентиров и указаний, воспользовавшись которым, только и можно выполнить это действие. Этот комплекс ориентиров и указаний можно предложить ребенку в разной форме: в готовом виде; созданный им самим на основе предоставленных ему общих указаний. Без него не представляется возможным результативно овладеть умственным действием, в какой бы форме он ни был предложен ребенку.
Когда ребенок знакомится c действием, которым ему необходимо овладеть, нужно сначала осуществить это действие полагающимися материальными предметами. Во время осуществления действия с материальными предметами трудно выделить общие черты, составляющие организованную образовательную деятельность (ООД), в силу того что у предметов много разных свойств, не имеющих прямого отношения к выполняемому действию (цвет, форма и т. д.). Чтобы ясно представить эти общие черты усваиваемого действия, ребенку нужно отвлечься от ненужных в данном случае качеств предметов. Это составляет суть перехода от действия с материальными предметами к действию с их заместителями — ​моделями, не связанными со всеми другими качествами, кроме необходимых в данном случае. То есть перейти на этап материализованного действия. Это может быть графическая схема, образная или знаковая модель, на которой или с помощью которой ребенок выполняет усваиваемое действие.
Исходя из теории поэтапного формирования умственных действий, построение и работа с моделями изучаемых умственных действий составляют необходимый этап овладения ими. Часто с этого этапа, пройдя этап предметного действия, и начинается процесс поэтапного формирования умственного действия.
Моделирование как учебное и наглядное средство. Способность к замещению есть фундаментальная особенность человеческого ума. Развитие этой способности обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, с помощью которых и становится возможным существование не только науки и искусства, но и самого человечества. Основное для ребёнка — ​это не овладение внешними формами замещения, выступающими в виде условных обозначений и схематических рисунков, а развитие способности использовать заместители и модели в уме, решать задачи про себя, во внутреннем плане. Психологи часто применяют термин «знаковая функция сознания» для определения такого более высокого умственного уровня развития детей [13, 31].

Рубрики: Методики

Елена Бреге

Образование МГОПУ им. М. А. Шолохова, учитель-психолог Московский Государственный Педагогический Университет, учитель-логопед