3.2. Содержание проекта по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи, III уровня развития старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования

Изучив литературу по проблеме и результаты констатирующего эксперимента, был создан комплекс игр и упражнений на формирование связной монологической речи (повествовательный рассказ) у детей с ОНР, третьего уровня речевого развития старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.
Игры и упражнения для ознакомления и усвоения знаково-символического языка схем-моделей, составления по ним повествовательного рассказа.
Упражнение «Разъяснялки».
Цель: объяснение детям значений стилизованных и схематических изображений.
Задачи:
1) учить детей осознавать значение символов, соотносить словесный материал со знаково-символическим языком изображений, используемых в схемах-моделях;
2) развивать зрительное восприятие, произвольную память и внимание, формировать наблюдательность.
Детям предлагаются схемы-модели (Приложение 4); воспитатель вместе с детьми рассматривает их и называет, что или кто изображён на схеме-модели, что может означать данный знак или символ. Задания предлагаются по сериям в порядке их усложнения: сначала стилизованные изображения людей — ​героев рассказов, затем схематические изображения времён года и частей суток и наконец, схематические (условные) изображения некоторых действий и связей между ними.

Дидактическая игра «Отличи и расскажи»
Цель: формирование у детей умений сопоставлять стилизованные картинки, находить в них отличия.
Задачи:
— учить детей анализировать наглядный материал со знаково-символическим характером, осознавать значение символов;
— упражнять детей в употреблении грамматических форм и составлении связных высказываний, объясняя, в каких ситуациях может оказаться герой рассказа;
— формировать умение творчески комбинировать различные речевые ситуации;
— продолжать развивать наблюдательность, зрительное восприятие, внимание и воображение. (Рис. 6.) Стилизованные картинки на сравнение. В начале образец объяснения ситуации даёт педагог.
Например:
один ребёнок разделся, снял рубашку, приготовился мыться, он будет ложиться спать; другой ребёнок ещё одет;
один ребёнок одет в белую рубашку, другой ребёнок — ​в цветную (красную, синюю и т. д.).
Затем дети сопоставляют стилизованные картинки (рис. 6), находят в них отличия, придумывают, в каких ситуациях могут оказаться герои рассказа.

Рис. 6

Игра «Подзорная труба»
Цель: развитие у детей умения выделять объекты, находящиеся на картине и сопоставлять их с соответствующим схематическим изображением. Детям предлагается картина, на которой изображен интерьер с большим количеством деталей (приложение 3) для рассматривания и сконструированная из бумаги «подзорная труба». Дети по очереди наводят глазок «подзорной трубы» на один из объект и называют его. Затем дети подбирают к каждому названному объекту картины его схематическое изображение. Побеждает тот, кто назовет наибольшее количество объектов на картине.

Игра «Домик»
Цель: развитие воображения и умения сочинять собственную историю.
Детям предлагается смоделировать на бумаге домик. Затем этот домик вывешивается на доску, и дети по очереди рассказывают об этом домике (кто в домике живет, где он стоит, что есть внутри домика, что с ним однажды случилось и т. д.).
Цель второго (основного) этапа состоит в формировании у старших дошкольников с ОНР умения составлять рассказ с использованием схем-моделей. На этом этапе ставятся следующие задачи:
— учить детей создавать смысловую основу для повествовательного рассказа цепной организации с использованием вариативных схем-моделей, выбирать развитие сюжета из предлагаемых в схеме вариантов;
— учить включать дополнительные творческие элементы рассказа по свёрнутой вариативной схеме-модели, придумывая начало и конец рассказа;
— учить составлять описательный рассказ по сериационным моделям.
Одна схема-модель рассчитана на одну тематическую неделю, в течение которой у детей с ОНР активно отрабатывается лексический словарь по одной из программных тем, закрепляются обобщающие понятия, различные грамматические категории, формируется словотворчество, например, появляется умение составлять предложения со сравнительными оборотами. Другими словами, у детей происходит «полисенсорное собирание рассказа». У каждого ребёнка есть возможность выбрать вариант развития сюжета. Варианты, представленные в схеме-модели, помогают творчески комбинировать различные ситуации, способствуют возникновению у ребёнка новых мыслей и идей.

Игра «Угадай и расскажи»
Цель: формирование умения рассказывать сказку по модели.
При знакомстве со сказкой «Репка» дети выбирают заместители либо по цвету, либо по величине. На доске в центре прикрепляется модель репки, в угол шесть полосок разной величины; или одинаковые по размеру, но разные по цвету. Рассмотрим пример с разной величиной. Дети выбирают всех персонажей сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска будет мышкой, полоска побольше будет кошкой, и т. д. Репка выступает наглядной пространственной моделью сериационного типа. Дети раскладывают полоски от самой маленькой до самой большой. Дети очень быстро начинают рассказывать сказку самостоятельно.
Наличие наглядного плана делает рассказы детей более четкими и связными.


Упражнение «Фруктовый компот»
Цель: развитие умения рассказывать по предложенной схеме-модели.
На ковре раскладываются муляжи разных фруктов и ягод. Логопед предлагает детям собрать фрукты и ягоды и приготовить из них фруктовый компот. Но перед тем, как начать готовить компот, нужно рассказать о каждом фрукте или ягоде с опорой на схему-модель по теме:

«Фрукты» (рис. 7)

  1. Какого цвета фрукт, ягода?
  2. Какой он(она) формы?
  3. Какого размера?
  4. Какой он(она) по вкусу?
  5. Где этот фрукт, ягода растет?
  6. Что можно из него(нее) приготовить?

Схема-модель на тему «Наше тело. Предметы гигиены»
Развернутая вариативная схема-модель повествовательного рассказа на тему «Наше тело. Предметы гигиены»:

Свернутая вариативная схема-модель повествовательного рассказа на тему «Наше тело. Предметы гигиены»:

Примеры повествовательного рассказа на вариативную схему-модель по теме «Наше тело. Предметы гигиены»
1) Я всегда слежу за своим внешним видом. Стараюсь быть аккуратным, чистым. Я мою руки с мылом. Мама стрижёт мне ногти, чтобы они были короткими и чистыми. Утром умываюсь, чищу зубы и расчёсываюсь. Перед сном я тоже чищу зубы.
2) Однажды у моего друга заболел зуб. Он так сильно болел, что мама (бабушка) повела его к зубному врачу. Врач попросил открыть рот. Представляете, мой друг не чистит зубы, и врачу пришлось их лечить. Врач объяснил моему другу, почему нужно чистить зубы утром и вечером и полоскать рот после еды, и показал, как это делать. Мальчик всё понял и сказал, что будет чистить зубы каждый день. Теперь у моего друга здоровые зубы. Он больше не боится ходить к зубному врачу.

Схема-модель по теме «Посуда. Продукты питания»
Развернутая вариативная схема-модель повествовательного рассказа на тему «Посуда. Продукты питания»:

Свернутая схема-модель повествовательного рассказа на тему «Посуда. Продукты питания»:

Пример повествовательных рассказов на вариативную схему-модель по теме «Посуда. Продукты питания»:
1) Я очень люблю, когда к нам приходят гости. Я всегда помогаю маме убирать квартиру перед приходом гостей. Накрываю стол скатертью, расставляю посуду и помогаю маме готовить. Очень люблю помогать маме готовить печенье, вафли, пирожки, булочки, пирог и тортики.
2) Однажды мама испекла торт. Я помогал(а) маме украшать его мёдом, вареньем, орехами, шоколадом. Получилось очень красиво. Мама положила торт на деревянный поднос и попросила меня поставить торт на стол. Я очень старал(а)ся(сь) аккуратно его нести, но вдруг споткнул(а)ся(сь) и упал(а). Я не ушибся(лась), но торт оказался на полу. Меня никто не ругал.

Пересказ логопедической сказки «Оса, которая любила кусаться» В. Волиной

Цель: формирование навыка последовательного и связного высказывания.
Ребенку читается сказка. Параллельно с этим ребенок выкладывает картинную модель сказки, выбирая картинки. произвольно. После этого логопед ребенку задает вопросы по содержанию сказки. Логопед моделирует отрывки сказки, ребенок пересказывает текст, подходящий определенному отрывку. В конце ребенок пересказывает сказку полностью по модели.

ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ
В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.
Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала:
Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.
С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
Где находилось осиное гнездо?
Кто жил в гнезде?
Почему все боялись осу?
Как можно назвать осу?
Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?
А что бы сделали вы?
Какое еще название можно придумать для сказки?

Игра «Помоги художнику»
Цель игры: учить ребенка составлять повествовательный рассказ по наглядным опорам, развивать воображение.
На листе бумаги схематично изображён человечек. Дети придумывают: во что он будет одет, для какой погоды, какие у него или у нее волосы, есть у него(нее) сумка и какая. Логопед должен зарисовывать всё, что дети предложат. После окончания изобразительной части работы, предлагается задание: придумать про мальчика(девочку) любую историю: куда пойдет? Что будет делать? Кого встретит? И что после этого произойдет и почему?
Таким образом дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения.

Рубрики: Методики

Елена Бреге

Образование МГОПУ им. М. А. Шолохова, учитель-психолог Московский Государственный Педагогический Университет, учитель-логопед