3.2 Методические рекомендации по реализации проекта

Цель проекта: способствовать развитию связной речи (повествовательный рассказ) старших дошкольников с ОНР, с третьим уровнем речевого развития с использованием метода наглядного моделирования. Метод наглядного моделирования может быть успешно использован в обучении ребят составлению сюжетных (или повествовательных) рассказов. В начале целесообразно включить еще один этап работы — ​обучение детей моделированию уже знакомых художественных произведений. А затем на этой основе пересказу литературных текстов, это поможет сформировать у детей необходимые навыки для сочинения собственных сюжетных рассказов. Цель первого (подготовительного) этапа состоит в ознакомлении и усвоении знаково-символического языка схем-моделей. Необходимо отработать общие навыки работы с моделями. Дети постепенно знакомятся с графическим способом представления информации — ​схемой, моделью. Начинают узнавать и запоминать её знаково-символический язык в виде схематических и стилизованных изображений, сами работают с моделью. Для решения таких задач предлагается использовать наглядные модели разных типов — ​предметные, предметно-схематические и схематические.
В начале обучения больше всего подходит предметная модель, которая представляет набор предметных или сюжетных картинок, определяющих содержание будущего рассказа. Логопед предлагает ребенку отобрать картинки на заданную тему. С помощью предметных моделей ребенок приобретает навык воспроизводить свои представления о предметах, живых объектах и явлениях, основываясь на собственном опыте восприятия, отбирает факты для рассказа, выявляет их взаимосвязь, его личный опыт активизируется. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель — ​глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
Если дети научились легко ориентироваться в предметных моделях, логопед усложняет задачу: в этом случае в качестве модели могут использоваться более схематичные изображения. Это переходный тип модели — ​предметно-схематическая модель. В таких моделях существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и т. д.). Распространенными предметно-схематическими моделями могут быть чертежи, выкройки. Логопед может предложить сделать костюмы для кукол и в процессе работы у детей формируется представление о мерке, о моделировании одежды.
Последовательно усложняя обучение детей, логопед знакомит ребят с наиболее сложным типом наглядной модели — ​схематической моделью, к строящейся с помощью условных обозначений, знаков, символов. В дошкольных методиках разработаны схематические модели для описания самых разнообразных предметов и явлений, которые ребенок наблюдает с детства: игрушек, посуды, одежды, времен года, овощей и фруктов — ​с учетом наиболее существенных с точки зрения познания характеристик. Возможные варианты подобных моделей:

Графическая схема описания животного:

Использование подобных схематических моделей значительно облегчает и активизирует процесс овладения навыками составления описательных, повествовательных рассказов, которые становятся более четкими, связными, последовательными, полными. Одновременно с этим значительно активизируется словарь ребенка. Ребенок, называя сами предметы или явления, их важнейшие качества, свойства, действия с ними, широко использует различные части речи — ​существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т. д. Он учится подбирать разнообразные выразительные языковые средства (Какой предмет? На что он похож? С чем его можно сравнить?), различные синтаксические конструкции, как простые, так и сложные.

Наглядное моделирование можно внедрять в обучение через различные виды деятельности, особенно хорошо делать это посредством литературных произведений, в том числе сказок. На первоначальном этапе сказки очень удобны, так как состоят из четкой последовательности событий. А цель этого этапа — ​научить детей выделять главное, последовательность событий, научить детей абстрагироваться от неосновных деталей и подробностей. (Пример: Сказки «Колобок», «Репка» (Игра № 4 «Угадай и расскажи»), «Оса, которая любила кусаться» пересказ № 8 и т. д.) Нужно помочь понять ребенку принцип замещения — ​модели обладают идентичными свойствами с настоящими предметами.

Самый простой вид наглядных моделей — ​модель сериационного ряда. Это ряд постепенно увеличивающихся полосок разной величины. Например, чтобы разыграть сказку «Репка» нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Логопед с детьми обязательно обсуждает, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После успешного освоения этой части работы, детям предлагается самим раскладывать заместители в нужном порядке.
Можно использовать символику цвета — ​положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный — ​тёмными (например, Баба Яга может обозначаться чёрным кругом, а царевна — светлым).

После того, как дети овладели сериационным рядом, начинаем использовать двигательное моделирование. Логопед рассказывает сказку, а дети производят все необходимые действия. Заранее к сказкам делают круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает одного из персонажей. Так, к сказке «Колобок» необходимы следующие круги: желтый (колобок), белый (заяц), серый (волк), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).
В некоторых сказках возможно совмещать два вида наглядного моделирования: двигательный и сериационный ряд.
На втором этапе (творческом) детей уже учат составлять рассказы и сказки при помощи моделей самостоятельно (Игра № 4 «Домик»). В работу с детьми необходимо включать игры, упражнения, задания на развитие воображения, с их помощью дети смогут избежать готовых образцов, шаблонов, вдохновятся на поиск собственных оригинальных решений. Подходящим материалом являются сказки «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Рак», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь».

Ребёнку нужно помочь не просто играть с предметами-заместителями, но и чётко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. При этом ребёнок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи — ​показать основные действия и события сказки.
Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой.
Для того, чтобы ребенок почувствовал желание творить, поверил в свои силы, рекомендуется подобрать ряд игр и упражнений «открытого типа», которые имеют не единственное верное решение, и одновременно развивают наблюдательность. Например, игры «Хорошо-плохо» (можно предложить ребенку картинку (приложение 3) по теме и вопросный план,), «На что похожи(а)», «Цепочка слов», «Что это может быть?» и прочие.
Со временем почти ко всем приходит свобода творчества, дети придумывают что-то своё, почти исчезают беспомощные повторы ответов товарищей.
Важно, что дети не просто свободно фантазируют, а решают задачу с вполне определёнными условиями. Как только дети научились представлять предметы, отталкиваясь только от одного видимого признака, можно начинать давать задание, представить, придумать некую целостную ситуацию, ввести её в несложный сюжет, включить её в свою выдумку, не забывая опираться на наглядную реальность. Можно предложить детям от имени художника закончить картину. Игра № 9 «Помоги художнику».

Выводы

Формирование навыка составления повествовательного рассказа у дошкольников с ОНР — ​непростая задача. В силу того, что у детей наглядное мышление развивается раньше остальных типов, а у детей с ОНР еще и опора на слуховой анализатор вызывает некоторые дополнительные трудности, логопеду с этой задачей помогает справится метод наглядного моделирования как нельзя лучше. Большинство русских сказок структурированы таким образом, что из них удобно выстроить сериационный ряд, что является основой для рассказа цепной структуры — ​его проще всего осваивать детям на начальном этапе. На основе формирования внутреннего умственного действия ребенок сможет научится строить внутреннюю программу высказывания, что в свою очередь и разовьет у ребенка навык связной речи.

Рубрики: Методики

Елена Бреге

Образование МГОПУ им. М. А. Шолохова, учитель-психолог Московский Государственный Педагогический Университет, учитель-логопед

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *