Заключение
Связная речь в норме обладает следующими характеристиками: развёрнутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность. Дети с общим недоразвитием речи имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект, однако у них оказываются несформироваными все компоненты языковой системы: лексика, грамматика и фонетика, и как следствие, связная речь. Дошкольный период является сензитивным для освоения родного языка ребенком. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет, пересказывать тест, рассказывать о событиях своей жизни способствует развитию его речи, мышления, процессу обмена информацией. Все это очень пригодится ребенку в школе для усвоения усложняющейся с каждым годом школьной программы.
Успешность обучения детей с ОНР в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. У детей с ОНР она формируется и развивается медленно, что обусловлено недоразвитием всех основных компонентов языка (фонетика, лексика, грамматика). У таких детей страдают высшие психические функции: внимание, память, мышление, воображение; опосредованно страдает когнитивная функция, поведение (они могут быть замкнутыми, застенчивыми, осознавая свой дефект). Все это негативным образом сказывается на умении отражать причинно-следственные связи, временные отношения. Это затрудняет планирование и выражение речевыми средствами диалога и монолога у дошкольников с ОНР. Также у детей с ОНР снижена мотивация к творчеству, в том числе речевому, что создает дополнительные трудности для педагогов.
Преобладание в дошкольном возрасте наглядно-действенного и наглядно-образного мышления делает целесообразным введение наглядных моделей в процесс обучения. Использование наглядных моделей позволяет логопеду существенно увеличить эффективность процесса формирования связного высказывания, повышает мотивацию ребенка, удерживая дольше его внимание и интерес. Применение заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Ребенок, владеющий внешними формами замещения и наглядного моделирования, постепенно приобретает способность оперировать заместителями и наглядными моделями в уме. То есть у него формируется внутреннее умственное действие, без которого невозможно обучение в школе.
Введение наглядных моделей дает логопеду возможность более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, расширять активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать навык использования в речи различных предложных конструкций, описывать предметы, составлять рассказы. С помощью наглядных моделей дошкольнику проще дается понимание значений частей речи и грамматических категорий, освоение логико-грамматических конструкций и целого речевого высказывания.
Работа по развитию повествовательной речи при помощи наглядного моделирования делает процесс обучения и для педагогов, и для детей более эффективным, творческим и увлекательным. К тому же наглядное моделирование продуктивно работает в сочетании с другими методиками.